«А вы, друзья, как не садитесь...» или, почему спартаковскому оркестру нужен дирижер

31.10.2014, 03:05

 Когда-то, уже довольно давно, когда я только начал интересоваться футболом и хоккеем, меня спрашивали мои друзья, знакомые — почему я выбрал именно "Спартак"? В ту пору в хоккее безраздельно властвовал ЦСКА, и было гораздо удобнее болеть именно за армейцев — практически беспроигрышный вариант. Но это было банально и скучно. А вот "Спартак" — "чемпион среди всех остальных", был конечно не столь звездным по составу, но имел очень самобытный и красивый стиль игры, свой игровой почерк и вместе с тем — никогда не боялся ударить в грязь лицом. С поднятым забралом на тихоновских звезд — и это часто приводило к успеху! Но то хоккей, вид спорта, где Москва правила бал и собирала сливки со всех команд Советского Союза. А почему я полюбил "Спартак" футбольный?

 Первое, что можно ответить — ну не могу же я болеть в хоккее за "Спартак" (а приоритет тогда отдавался именно хоккею), а в футболе за "Динамо". Бывали, конечно, и такие случае, но я этого не понимал. А здесь все было в принципе похоже — была сильная команда-раздражитель, чемпион нескольких последних лет и полный антипод "Спартака" — киевское "Динамо", прервать гегемонию которого было делом чести. К тому же в футболе было несколько очень сильных команд из разных республик, и победа в чемпионате СССР была очень трудной задачей. Все это так, но почему именно "Спартак"? Да потому, что именно "Спартак" играл в такой футбол, за который его любили миллионы и далеко за пределами не только Москвы, но и РСФСР.

 Термина по названию команды — "спартаковский футбол", не удостаивалась больше ни одна из команд. Нет футбола "динамовского" (хотя я для себя называл "динамовским" футбол типа дыр-дыр и бей-беги), нет "зенитовского" или "армейского". А "спартаковский" есть! А есть он потому, что спутать его с каким-то еще футболом было практически невозможно. Переодень спартаковцев в любую другую форму и выпусти на поле — по игре все будет видно. А почему? Да потому, что футбол тот был очень умным, интеллектуальным, я бы сказал, и подкупал своей красотой, нестандартностью и искусством обращения с мячом. Да, нас могли разбить те же киевляне, машина Лобановского сбоила редко, но мы и только мы могли эту машину переиграть. Они нас — перебегать и задавить, а мы их — именно переиграть.

 

 

 Но любое искусство — это тяжелый, напряженный труд, помноженный на талант исполнителей. И такие таланты в "Спартаке" были всегда. И когда Бесков создавал "тот" "Спартак" он опирался именно на Исполнителей, людей, которые могли исполнить по высшему классу. Но сколь бы талантливы не были футболисты, из них все-таки надо создать команду, оркестр, который надо заставить звучать, а в любом оркестре главное лицо — это дирижер. Вот я и подошел (может несколько пространно) к главной теме моего поста.

 Можно, конечно назвать дирижером главного тренера, но он сидит на скамейке и не может непосредственно руководить игроками на поле. Капитан команды тоже больше организатор и вдохновитель игры, но не лицо направляющее ее в нужное русло. А направлять игру в это русло как раз и должен этот самый диспетчер, мозговой центр и организатор всей атакующей игры команды. И абы кто для этой цели не подойдет, здесь нужна именно особо "светлая" голова, просчитывающая даже не на один, а на два-три шага вперед. К сожалению не застал времена Нетто и Симоняна, не могу сказать, как играл "Спартак" в нападении тогда, но начиная где-то с 77-78 года уже реально мог оценивать игру только рождающегося в руках великого тренера и начинающего творить на поле "Спартака". И конечно главными творцами на поле всегда были два "профессора" — Юрий Гаврилов и Федор Черенков! "Не знаешь, что делать — отдай мяч Гаврилову" — про кого  изнынешнего "Спартака" можно так сказать? А как работал с мячом Федор! И со стороны все казалось настолько естественно и просто, что другого решения эпизода и быть не могло, но простое-то это и было гениальным. В той команде было много больших мастеров: Шавло, Гесс, Хидиятуллин, Сочнов, Родионов, но вели игру, раздавали голевые передачи, выводили нападающих на позиции, с которых не забить было невозможно именно диспетчеры и звучал весь оркестр в унисон именно благодаря им.

 

 

 Времена менялись и Олег Романцев взял из того "Спартака" все самое лучшее, добавил своего и команда заиграла в новый, "романцевский" футбол. Он стал более конкурентноспособным в Европе и более атлетичным, хотя сохранил и самобытную спартаковскую красоту — кружева, стеночки и забегания чередовались уже с мощными фланговыми проходами и дальними ударами (одна пушка Юры Никифорова чего стоила). Функции диспетчера стали выполнять другие "профессора от футбола" — Андрей Пятницкий, Игорь Ледяхов, прекрасным распасовщиком был Илья Цымбаларь. У спартаковских атак по прежнему был вектор и осмысленное развитие. Ну а приход Егора Титова на диспетчерскую позицию ознаменовал уже новое, к сожалению на данный момент, последнее золотое поколение "Спартака".

 

 

 Ушел Романцев, постепенно ушли и лидеры — Тихонов, Титов, Аленичев, Парфенов, Калиниченко.  Нынешний "Спартак" начался как раз в начале 2000-х. Постепенно начали вымываться традиции, принципы игры. "Спартак" стал похожим на многие другие команды, пропала самобытность и шарм в игре. Игроки в команду приходят хорошие, выступающие за свои сборные, но не было все эти годы человека (или нескольких человек), способных сплотить и завести этот механизм, придать футболу ту направленность и изюминку, за которые мы и любим "Спартак". Единственным светлым пятном в этом плане стал Алекс, с его приходом атака вновь засверкала, а их тандем с Веллитоном был временами просто бесподобен. Но прошло и время Алекса, а за ним началось какое-то безвременье. От команды постоянно ждали прорыва, результатов и самое главное ИГРЫ, и раз за разом эти ожидания жестоко обманывались. 

 Вот и сейчас — укомплектован "Спартак" хорошими, добротными игроками, достаточно сильными индивидуально. Но посмотришь на их командную игру — ей Богу — иной раз тянет в сон, а иной раз — на нецензерзурщину. Все мы помним крыловские басни про квартет, лебедя, рака и щуку, так вот про сегодняшний "Спартак" точнее и не скажешь. Хурадо, Тино Коста, Глушаков, Чельстрем, Дзюба, Комбаров, Озбилиз, Мовсисян — по именам состав более чем приличный. Но, как точно сказал Михаил Задорнов — "энергии много, вектора у нее нет". Много какофонии и дисбаланса в нашем оркестре.

 И вот наконец, появилась надежда. Зовут ее Роман Широков. Я очень завидовал "Зениту", когда Широков был у них, потому что с ним "Зенит" был гораздо более похож на "Спартак", чем сам "Спартак". Конечно, ему уже не девятнадцать, но это и не сильно важно, чтобы отдать решающий пас, не нужно быть спринтером или богатырем. Достаточно уметь найти то единственно правильное решение на поле, которое и решит исход матча в твою пользу. А не менее важно то самое умение построить игру в атаке так, чтобы все хорошие игроки в нашей команде смогли показать все лучшее, что у них есть. Опыт и игроцкая мудрость здесь важнее, чем юношеская прыть.

 

 

 Очень хочется, чтобы молодые болельщики "Спартака" наконец-то возгордились не только его историей, но и достижениями в настоящем времени.  Мы верим в тебя, "Спартак"!

 

 

 

Поделитесь в социальных сетях:

Комментарии:


Персоны ФК Спартак в новостях


Наша группа Вконтакте
Лента новостей: