Измайлов: «Вывести из обращения десятый номер? Этого не стоит делать»
Завершение разговора с вице-президентом московского «Спартака» Наилем Измайловым.
ЧАСТЬ 1
ЧАСТЬ 2
— Наиль Камильевич, хотел бы поговорить с вами о тех вещах, которые хранят память истории «Спартака». Мне очень нравится скамейка, где братья Старостины смотрят на игру чуть ли не с кромки поля. Очень оригинально, классно, но ведь комиссия ФИФА сразу обратила внимание на то, не будет ли скульптурная экспозиция нести какую-то угрозу здоровью футболистов? Кто- то из игроков может выскочить в пылу борьбы за пределы поля, получить травму…
— Местонахождение этой скамейки соответствует всем мерам безопасности. Она не мешает. Там же до скамейки есть еще два периметра. Один и второй – рекламные.
— Но ведь ФИФА может и попросить перенести ее на время проведения чемпионата мира. И в этой связи я вспоминаю вот о чем. В Киеве есть скамейка, где сидит Валерий Лобановский, в Москве у цирка на Цветном Юрий Никулин, выходя из машины, встречает своих зрителей. Это места, любимые публикой, народом. Там можно сфотографироваться рядом с кумирами, просто потрогать этот памятник руками. Здесь скамейка все-таки находится хоть и рядом с трибуной, но в недосягаемом для публики месте. Не где-то перед стадионом. Представляете, какой бы популярностью пользовались спартаковские легенды – братья Старостины для тех, кто бы хотел просто сфотографироваться там на память?
— Ну, во-первых, стадион, который сейчас выстроен, не является законченным творением. Во-вторых, местоположение скамейки с братьями Старостиными на стадионе – глубоко символично. Помните баннер болельщиков со словами: «Он все видит» и с изображением Николая Петровича Старостина? Это когда болельщики попрекают футболистов, тренеров, владельцев за не лучшую игру. Так вот сейчас Старостины все видят. Видят игру команды. Они находятся рядом с нашей фанатской трибуной. Кто-то из Старостиных сидит, кто-то стоит... В этом идея авторов проекта. А что касается доступности? Пройти к ней можно. Мы уже начали проводить экскурсионные туры по стадиону. Недавно был тысячный посетитель.
— Названия трибун не подверглись каким-то изменениям, уточнениям?
— Нет. Было голосование. Северная носит имя Старостиных. Другая… Недавно от нас ушел Федор Федорович Черенков... Так вот южная трибуна носит теперь его имя. Внутри трибуны мы сделаем мозаику, посвященную этому легендарному игроку. А памятник поставим на годовщину. И вот он будет снаружи. Открытым для болельщиков. К нему можно подходить, фотографироваться. У нас на этот счет были внутренние споры. Обсуждали с директором музея «Спартака» Алексеем Матвеевым, какой делать мозаику, каким — памятник. В итоге через сайт стадиона запустили в адрес болельщиков вопрос: каким бы они хотели видеть эскиз памятника? Присылают, мы смотрим. Но в основном присылают эскизы с самых известных фотографий Черенкова.
— Сразу после ухода Федора Черенкова пошли разговоры о том, не вывести ли из обращения «Спартака» №10, под которым играл этот легендарный футболист. Мнения были разные. Например, эксперт нашего сайта, заслуженный мастер спорта Виктор Понедельник, как и многие ветераны футбола, против таких вещей. История клуба связана с великими футболистами и, если будет создан прецедент, возникнет опасение изъятия в будущем и других номеров. Наверное, достаточно того, что уже будет сделано в память о Черенкове, да и память о нем останется жить в сердцах болельщиков, народа. А это ценнее любого памятника.
— Мое мнение такое же – этого не стоит делать.
— Когда будет заложена аллея славы?
— Такая идея существует. Даже место для нее выбрано. Вы правы. В истории «Спартака» много легенд. И неправильно, если кому-то мы будем ставить памятник, а кому-то нет. Мы советуемся на эту тему с нашими ветеранами. С тем же Алексеем Александровичем Парамоновым, спартаковским старейшиной. В каком виде будет эта память на аллее славы? Будем думать.
— Вопрос времени или денег?
— Скорее другое, мы, например, хотим понять, как это видится болельщикам. Посмотреть на наши возможности. Понять, как будет жить сам объект. Или возьмите другой момент. Система подогрева трибун для болельщиков. Мы этого пока не сделали, но не оставляем мысль сделать это позже.
— А кресла на трибунах действительно антивандальные?
— При желании, наверное, все можно сломать… Но мы проверяли их. Стояло почти три десятка кресел, под снегом, под солнцем два года. На них прыгали строители в сапогах. Поджигали горелками. Вроде все эти испытания кресла выдержали. Но я не думаю, что у болельщиков других команд появится какое-то желание что-то сломать, выломать, поджечь.
— Кстати, у вас же теперь наверняка есть новейшая система видеонаблюдения на стадионе?
— Есть и система видеонаблюдения и система контроля доступа на входе, которая позволяет отслеживать всех тех, кто прошел — как, когда и куда.
— То есть, эта система позволяет вычленить каждого зрителя, если потребуется?
— Она позволяет оперативно реагировать на любое событие, происходящее на трибуне, в подтрибунном пространстве, на подходах к стадиону и иметь материалы для опознания и задержания человека.
— Вы наверняка помните эпизод с динамовским вратарем Шуниным в матче с «Зенитом», когда в него с трибуны была брошена петарда. Ваша система могла бы отследить, кто это сделал?
— Могла бы. Однозначно.
— Несмотря на дым, который может стать помехой для камер?
— У нас камеры находятся в разных местах. Они позволят рассмотреть этот эпизод в различных ракурсах. Увидеть, опознать, вычислить – это все реально.
— Давайте поговорим про клубный музей. История «Спартака» настолько богата, что я даже не представляю себе: каких размеров должна быть площадь для размещения всех экспонатов? Я помню, как в Тарасовке в скромном уголке были сложены какие-то кубки, призы, прочие экспонаты.
— Начну с директора музея. Это Алексей Матвеев, работавший прежде пресс-атташе клуба. Он большой молодец, настоящий профессионал, делает огромный объем работы. Как в прежней должности, так и в нынешней. Мы хотим создать современный интерактивный музей, потому что реально предоставить площади для всех экспонатов попросту невозможно.
— Я, кстати, тоже внес свою скромную лепту в это дело. Рассказал о создании «Клуба Игоря Нетто», о том, как родилась эта идея, как я ее пробивал в известной спортивной газете, в которой тогда работал.
— Ну, вот видите… У Алексея Матвеева есть своя проектная команда. Есть персонал, который занимается подбором разного рода материалов, их классификацией. Это и видео, и аудио материалы. Ищут и находят раритеты. То, что он делает, наверное, сравнимо с написанием нескольких томов энциклопедии. Причем, эта энциклопедия будет постоянно пополняться, дописываться. Идет поистине огромный объем информации, который надо систематизировать, сложить, упаковать в тот вид, который удобен для восприятия. Скажем, на экскурсионном туре, когда пробежали по стадиону, посмотрели зону игроков, прессы, тренеров, ложи, остальные технически сооружения. Потом вошли в музей, пробежались, вышли. Задача этого тура – зародить у людей желание прийти в музей отдельно и покопаться в интересующей тебя какой-то временной эпохе, или в истории каких-то личностей. Узнать больше об этих игроках, тренерах, руководителях, лицах напрямую причастных к истории «Спартака». И эта возможность будет. Возможность самостоятельного заинтересованного погружения.
— Точно также, на мой взгляд, можно делать и передвижные выставки из фондов музея в других городах. Болельщиков «Спартака» много по все стране. Такого, по-моему, никто не делает, но это любопытно.
— Почему нет? Хорошая идея. История «Спартака» уникальна. Согласен, что делая такую презентацию «Спартака» в других городах, мы увеличиваем и количество болельщиков нашей команды.
— Я думаю, что материалов будет настолько много, что придется задействовать запасники.
— Будут и они. В архиве музея уже сейчас собрано огромное количество материалов, которые мы собираемся выставлять в рамках каких-то временных экспозиций. Допустим, посвященных какой-то игре или отдельному событию. Идет очень непростой, но интересный процесс. Технологически сложный. Дело ведь еще и в том, что помещение музея изначально не было приспособлено к размещению в нем музея. Почему я и говорил раньше: плохо то, что мы вошли в эту историю уже на этапе строительства, а не проектирования. Когда дают задания проектировщикам: как делать, что учитывать. Тогда можно было многое что предусмотреть. Мы сейчас начинаем строительные работы по музею, по инженерным системам. Параллельно заказываем технологическое оборудование для экспонатов. Алексей Матвеев, как директор музея, не сидит на месте, постоянно ездит по архивам, собирает материалы, много общается с болельщиками, ветеранами и их семьями. Все артефакты попадают у нас в хорошие руки. Это вне всякого сомнения. Спасибо всем, кто подарил для музея свои материалы. Имена этих людей обязательно будут отмечены на специальной доске благодарности.
— Будет ли на стадионе спартаковский клубный магазин?
— Это отдельная история. Он будет. К техническому запуску все готово. Нам предстоит еще откатать технологию продажи.
— Это не подразумевает собой закрытие ныне существующего магазина на Красной Пресне?
— Нет. Он, правда, не совсем удобен с точки зрения логистики, доступа к нему. Но мы его сохраним. Новый магазин по ассортименту товаров будет богаче, поскольку и площадь его больше.
— В заключение нашего разговора один вопрос глобального масштаба: сколько лет должно пройти, чтобы нынешняя территория строительства со всеми объектами: спортивными и жилищными приобрела окончательный вид?
— Проект рассчитан до 2022 года.
Персоны ФК Спартак в новостях